Пост неоходим каждому.

Известный пастырь о неправильных трактовках предназначения и смысла поста

Мы живем в информационную эпоху, через наше сознание проходит огромное количество информации, большинство из которой является для нас или вредной или бесполезной. В наше время постящемуся человеку необходимо в первую очередь поститься глазами, ушами и языком. Внимание к душе проявляется не только в отсутствии скоромной пищи на столе, но и в воздержании чувств, зрения, слуха, в ограничении праздного общения. Высвободившееся время и энергию следует отдавать Богу, потому что мы постоянно воруем у Бога свою умную энергию, которую вместо того, чтобы направить на молитву и изучение Писания, мы расплескиваем в болтовне, в праздности, в ненужности. Это важнейший аспект поста для современного человека. Еще в начале прошлого века, в 20-е годы, один из архипастырей митрополит Мануил (Лемешевский) говорил применительно к посту: не ходите в кинематограф, не посещайте театра. Это как раз было во время обновленчества, тогда он призывал людей: «Церковь страдает, страдайте вместе с Церковью». В посте не только желудок, но и ум должен участвовать. Я считаю, что это первое условие поста.

Второе, надо понять, что отсутствие молитвы при наличии воздержания в пище — это еще не пост. Поэтому в постное время человек должен больше времени посвящать частной молитве и обязательно чаще посещать храм. Без этого только лишь воздержание от какого-то вида пищи мы не можем назвать постом. Но зачем тогда нам воздержание в пище? Дело в том, что заработать деньги на еду, купить еду, приготовить её, убрать после трапезы — это занятие, которое отнимает треть-четверть суточного активного времени у человека. Поэтому, когда мы ограничиваем себя хлебом и водой, перестаем ходить по магазинам, стоять у плиты или посещать кафе и рестораны, то у нас высвобождается огромное количество времени, которое можно использовать для чтения Писания, домашней молитвы или посещения храма. Поэтому обязательно нужна телесная дисциплина, именно она высвобождает время и силы для того, чтобы заняться душой.

Некоторые считают, что важнее думать о душе и творить добрые дела, чем ограничивать себя во время поста в пище. Это традиционная связка противоречивых явлений. Некоторые противники воздержания в пище во время поста любят говорить: есть злые верующие и добрые неверующие; я не верю, но я хороший, а они верят, но они плохие. Это на самом деле два уродливых явления, две уродливые стороны одной медали: я пощусь, но злюсь, и я не пощусь, но делаю добрые дела. Идеал заключается в том, чтобы делать и то и другое. Вспомним Евангелие: «Сие надлежало делать и того не оставлять…» (Мф.23:23-24). В человеке дух и тело неразрывно связаны, человек и есть одушевленное тело, иначе говоря, умное животное, или, можно сказать, ангел во плоти. Человек — это не тело без души и не душа без тела. Поэтому нужно заниматься и тем и другим. Пренебрежение к одной из этих сторон является грубейшей жизненной ошибкой и искривлением жизни. Если бы добрый человек научился владеть собой и поборол свои грехи, вредные привычки, телесные слабости, то он был бы ещё более добрым, он смог бы через душевную доброту или склонность к душевным занятиям быть ещё более полезным. Поэтому это ложное противопоставление. Конечно, степень воздержания может быть разная у людей, в силу разного состояния здоровья, возраста или рода занятий, но то, что пост необходим каждому в свою меру — это стопроцентно.

Протоиерей Андрей Ткачев (Киев), специально для «Русской линии»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *