Под сводами смолинской пещеры.

smolinskaja Дошедшие до нас свидетельства очевидцев указывают на то, что в 19-м веке в Смолинской пещере совершались богослужения. По свидетельству старожилов Смолино, во время Великой Отечественной войны у входа в пещеру находилась избушка, в которой жил старец-отшельник. После многих страшных лет поругания и забвения оказались утеряны подлинные сведения о насельниках пещеры, о том, когда и в какую честь был освящен престол, но осталось многое… Названия путей и гротов пещеры концентрируют духовный опыт и искания ее старейших обитателей.

Собирающимся побывать в Смолинской пещере надо приготовиться к тому, что здесь не будет особых примет цивилизации, как это создано в больших пещерах, таких, например, как Новоафонская. Не будет здесь подземного транспорта, заботливо погружающего вас в темные ее пространства, не будет многословных экскурсоводов, настойчиво нарушающих тайну пещерной тишины. Здесь вы будете одни пролагать свой путь. Только вы, ваши мысли и ваши ощущения.

Основа и суть пещеры – два пути, абсолютно разные и не смыкающиеся между собой: «Дорога в Рай» и «Дорога в Ад». «Дорога в Рай» начинается с узкого входа и раскрывается просторной галерей, имеющей название «Большая келья». Вот как в 1889 году С.Войтехов описывает   свое путешествие в Смолинскую пещеру: «Верхняя часть одной из комнат напоминала церковные своды. Слева — узенькое отверстие вело в келью, сделанную искусственно… Саженях в 5-10 от входа мы встретили большую комнату, называвшуюся «алтарем»; здесь стоял деревянный крест, а на стенах выдолблено углубление эллиптической формы, а в нем крест, с расходящимися от него лучами. Высота алтаря была довольно велика; саженях в трех от пола мы рассмотрели отверстие в стене. Этот ход называется «На небо».

С грота «Большая келья» начинается движение по «Дороге в рай». Именно в этом гроте совершалось богослужение и возносилась к Господу общая молитва отшельников. Искусственность его создания говорит о том, что здесь   должно было вмещаться определенное количество людей. Мысль о соборности спасения – «дороги в рай», начинающегося с Литургии – «общего дела» — прочитывается в этих названиях. Размышляешь над их смыслами, и сразу вспоминается: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них».

Следующий свод на этом пути называется «Фавор», а самый дальний – Алтарь. Грот «Фавор» — самый просторный на «Дороге в Рай». Его длина около 10 метров, и примерно такая же высота. Здесь сыро и немного прохладнее, чем в «Большой келье» — бьет холодный подземный ключ. В конце грота «Фавор» — в дальнем углу – колодец – узкий вертикальный спуск, лишь протискиваясь по которому можно попасть в грот «Алтарь». Здесь, в нише, всегда стоял Крест. Отсюда — «Путь на небо». И снова, размышляя над последовательностью названий, понимаешь, что каждый сантиметр этого темного чрева земли прожит человеком, помышляющим о спасении. Несомненно, дорога к Алтарю, что есть для человека православного «Святая Святых» — конечная цель всей жизни — возможен только через Фавор — Преображение,- через длительное, а подчас и мучительное обретение Сути. «Дорога в Рай» в Смолинской пещере — и пусть это не покажется странным, — проста и сравнительно широка. Здесь нет множества узких, сжимающих лазов, нет тупиков, устрашающих своей неизвестностью. И как тут не вспомнить слова Господа о спасении: «Иго Мое благо и бремя Мое легко». Да, эту дорогу осилит идущий.

Иное дело – другой путь в Смолинской пещере – «Дорога в ад». Здесь нет отдельных гротов с их названиями. Сорокапятиметровый узкий пещерный коридор оканчивается ямой полутораметров диаметром и столько же глубиной, над ней – воронкообразное отверстие, под которым устрашающе сужающийся лаз – другая воронка. Именно здесь находится самая низкая точка Смолинской пещеры – спуск в 32 метра. Попадающего сюда впервые может охватить паника; ощущение загрязненности и безвыходности способно заледенить душу. Здесь главенствует Страх. И опять —   неизмеримый по своей глубине – раскрывается смысл: попасть в Ад очень просто – выбраться из него… Поэтому тем, кто хочет все же побывать в этих лазах пещеры, очень понадобится веревка для того чтобы вернуться.

Трудно описать масштабность ощущений, вызываемых пространствами Смолинской пещеры. Наверное, и не надо этого делать, потому что каждый здесь поймет и почувствует СВОЕ.

Однако погружаясь в неизвестность Смолинской пещеры и оживляя спрятанные в ее названиях глубинные смыслы, стараешься не замечать кривой печати нашего нового «утлого» времени. Но она – эта печать – настойчиво лезет в глаза каскадом банальнейших надписей на сводах пещеры. Становится понятно, Что актуально для многих современных ее посетителей. И это явно не мысль о спасении. Печально думать, что многочисленные датированные «шедевры» лилипутов мысли – это все, «что останется после тебя»… И все же не это главное. Главное то, что место пребывания Господа не может быть попираемо. Поэтому возвращается в Смолинскую пещеру ее исконный дух – дух Православия. Через полтора столетия после первого о ней упоминания – а именно 20 августа 2004 года у пещеры был воздвигнут Поклонный крест. Деревянный крест высотою 2,5 метра специально изготовили в мастерской храма во имя Архистратига Михаила села Маминское. А 22 августа 2004 года, в 12 часов, настоятель Михаило-Архангельского прихода иерей Вячеслав Максимов совершил освящение Поклонного креста, установленного у Смолинской карстовой пещеры.

Да, хочется думать, что названия гротов Смолинской пещеры не останутся только названиями, и глубинные смыслы их не будут стираться, а будут только оживляться временем, заставляя задуматься Многих и о Многом. Быть может, в Смолинскую пещеру вернется Богослужение, ведь именно в пещерах, в этих как будто специально созданных Господом для служения Литургии пространствах, наверное, обостреннее воспринимается каждое Слово Пастыря и величественнее звучит клиросное пение.

автор Чемезова Ирина.

Фотоэкскурсию по пещере можно провести здесь 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *